Рукав святого Мартина из Бюсси-Сен-Мартан. Caroline Piel, Isabelle Bédat.


 
  CarolinePiel, IsabelleBédat.

  Рукав Святого Мартина из Бюсси-Сен-Мартан (Сена и Марна[1]).

  Оригинальный текст (PDF): http://www.13c.ru/texts/martinsleeve.pdf

 

  altОригинальный текст содержит ряд фотографий реликвии, в переводе фотографии не воспроизводятся, их можно увидеть в оригинальном тексте.

  Уже в течение  ста лет о рукаве Святого Мартина не говорили. Он выставляется в своем реликварии конца XIX века, состояние его сохранности и ужасные условия экспонирования требуют вмешательства. Это удачный повод более основательно изучить этот образец текстиля, провести научный анализ, а также восстановить историю.

 

 


  Скандал…

  Экспонирование возобновилось в 1897 г, в эпоху, когда эта реликвия распускала молву и разжигала жгучую ненависть. Дело в том, что аббат Фоссан, приходской священник Бюсси-Сен-Мартан[2]с 1889 г, задумал придать значимости церковным реликвиям и отождествил это одеяние Св. Мартина[3] со знаменитым облачением апостола галлов[4], которое во времена правления Меровингов[5] и Каролингов[6] было символом Франции. По случаю годовщины, исполнения пятнадцати веков со дня смерти святого он создал обширное размышление об этом «новом открытии», которое опубликовал в небольшом научном труде[7], и организовал религиозную процессию 14 октября 1897 г.[8] Реакция церковных эрудитов ждать себя не заставила, и очень скоро была издана брощюра[9], показывающая ошибки аббата Фоссана. Раздосадованный этой публикацией и тем выговором, которого удостоил это «новое открытие» Месье Барьбье де Монто в своих «Полных трудах»[10], аббат Фоссан отвечает, публикуя другую книгу[11].

После скандала, который закончился смещением викария, рукав канул в добровольное забвение. Епископ Мо[12] отказал в передаче музею Шелль[13] в 1954 г[14], чтобы избежать новой полемики, и Служба памятников истории определила рукаву классификационную позицию 16 апреля того же года в благопристойной формулировке: «Фрагмент старинного одеяния, почитаемый под именем «одеяние Св. Мартина» и помещенный в реликварий, лен, эпоха Средних веков».

 

  Период революции.

  Этот рукав происходит из королевского аббатства Шелль, откуда он одновременно с другими реликвиями был вывезен с закрытием монастыря одной монахиней, происходящей из мест близ Бюсси-Сен-Мартан, которая передала его кюрэ[15] местного прихода, аббату Боавену. Об этом факте упоминает Жан Пьер Лапорт, ссылаясь на исследования Пьера Эберхарта[16]. Во время Дознания о реликвиях 1826 года аббат Боавен, подчиненный епископа Мо[17], отвечает: «в Бюсси-Сен-Мартан находятся реликвии Св. Мартина, Св. Батильды, Св. Винсента и два крепких фрагмента подлинного распятия, нижеподписавшийся получил их из ризницы аббатства Шелль, во время распада обители они вошли в число самых почитаемых реликвий. Во время Революции он сохранил их у себя в сделанной его заботами раке». Он заявляет «об их подлинности поскольку видел подлинные, но эти подлинные находились в руках монахинь вместе с частью тех реликвий, из которых извлечены наши». Наконец, он уточняет: «В церкви Бюсси-Сен-Мартан не было ни одной реликвии до революции».

  В инвентарной описи имущества монастыря Шелль, датируемой 1544 г, но известной лишь по двум более поздним текстам, одному 1680-1688 гг, другому 1679 г, упоминается без дополнительных уточнений наличие реликвий Св. Мартина: «кость, власяница, одежды Св. Мартина», эти слова слишком лаконичны, чтобы утверждать, что это те самые реликвии, которые теперь в Бюсси.

 

  Девятнадцатый век.

   История их экспонирования в церкви продолжилась в XIX веке тем, что раки были убраны в ризницу аббатом Моро перед тем, как были обнаружены аббатом Фоссаном. Ответственная комиссия Месье де Брие, епископа Мо, обследовав их, описала в следующей манере: «две раки, совершенно одинаковые, сделаны из древесины дуба, покрашены под красное дерево и покрыты одним позолоченным крестом. Зеркало во всю величину позволяет видеть реликвии со всех сторон. Их размеры сорок три сантиметра в ширину, двадцать девять в глубину, тридцать в высоту. Мы узнаем печать Месье де Коснак, епископа Мо с 1819 по 1830 гг, отпечатанную на ленте из белого полотна на том месте, где открываются реликварии, и прекрасно сохранившуюся…». В одном из реликвариев находится помещенный на подушечку позвонок и запястье правой руки со следующим посвящением: «реликвии Св. Мартина, епископа Тура». В другом, тоже на подушечке, была помещена ткань, сложенная в несколько слоев, с такой надписью: «Рукав покрова святого Мартина»[18].

 

  Реликвия покрова св. Мартина.

  Исследования одеяния св. Мартина сложны по причине неясного различия между Мантией, почитаемой королями, след которой мы теряем в IX веке и реликвией плаща, «хламиды», которую св. Мартин, тогда молодой римский солдат, отдал бедняку у входа в Амьен[19]. Лекой де Ла Марш в своем труде, справке о св. Мартине, рассматривает этот вопрос и показывает всю двусмысленность истории этого одеяния, наглядное выражение которой обычно игнорируют. Плащ святого Мартина в XIII в. находился в Осере[20]. Был ли он передан служителям Сен-Жермен д’ Осер[21] в благодарность за спасение тела и реликвий св. Мартина Турского во время нормандского завоевательного похода (предположительно между 871 и 877 гг.) или это та знаменитая мантия, как предположил Лекой де Ла Марш[22]? Ни одна из двух гипотез не подтверждена.

  Зато эта реликвия в 1271 г. находилась в Осере. Епископ Эврад де Лезинье добывает фрагмент для своего отца, Жана де Конти, хранителя печати церкви в Амьене[23]. Глава Осера отдает второй фрагмент собору Сен-Мартан де Шампо в 1286 г[24]. В 1379 г, другой фрагмент был передан графине Невер[25], в 1410 г. частицу[26] обретает собор в Кламеси[27], а в 1567 г. еще один фрагмент отправлен в  Оливэ[28], близ Орлеана, по просьбе Пьера де Больо, священника во главе кафедрального собора в Осере и происходящего из местного прихода[29].

  Это единственные обнаруженные упоминания передачи этой реликвии. Связано ли как-то попадание в Шелль, а во время революции и в Бюсси-Сен-Мартан, с этими передачами? Ничто не дает основания этому утверждению. Пребывание в Осере, упомянутое также в инвентарной описи 1531 г, заканчивается во время захвата города гугенотами[30], в Амьене – во время Революции. Фрагмент Оливэ сейчас находится в церкви, после возвращения священнику из Оливэ, аббату Метивьеру, в 1859 г[31]. Никакого следа фрагмента, подаренного графине Невера[32], не обнаружено. Что касается реликвии из Шампо, она была отдана в залог приходу святого Северина в Париже[33] в 1480 г.

  Более глубокие поиски, возможно, позволят восстановить всю историю рукава одеяния святого Мартина, находящегося сегодня в Бюсси де Сен-Мартан.

  Этот крупный фрагмент одежды представляет несомненный интерес с точки зрения истории. Его нестандартное строение из заплечника, рукава и перчатки, материалы и способ изготовления делают значительным его место в истории костюма гражданского и в особенности военного. Месье Барбье де Монто не без основания предложил идентифицировать его как средневековый гамбизон [gambison], мягкую стеганую одежду, которую носили под броней. Сопоставление с другими пурпуэнами[34] [pourpoints] позволило точно определить реальную ценность этого образца текстиля, тем более что углеродный анализ, выполненный в Королевском Институте Художественного Наследия в Брюсселе, определил его возраст, указав датировку 1160-1270 гг. Дальнейший анализ в Лаборатории исследования исторических памятников, идентификации волокон и исследования красителей дадут новую информацию.

 

  Ознакомление.

  Проект нового реликвария, заказанного аббатом Фоссаном в 1897 г, был выполнен специально М. Федид в Париже, улица Сен-Жак, д. 248. Рака состоит из деревянного резного постамента, который подпирают шесть бронзовых позолоченных львов, держащих в своих когтях герб с инициалами святого Мартина. На постаменте находится бронзовый позолоченный контейнер, украшенный камнями, внутри которого между двух стекол помещается реликвия. Объемная кайма с цветами украшает верхний край контейнера, в середине ее расположена круглая монстранца, в которой видны обе кости. Рукав помещен в эту раку благими стараниями монахинь кармелиток[35] из Парижа, с авеню де Сакс, также мы говорим, что аббатом Фоссаном.

  Так же на неоготическом реликварии все еще сохранилась печать на красном воске с клеймом Месье де Брие, показывающая, что рукав был законсервирован. Рукав был прикреплен швейными стежками по периферии с отделкой металлической канителью[36] золотого цвета и множеством капелек клея, которые его удерживали точно под стеклами.

  Так как реликварий был установлен у южной стены хора церкви, экспонируемый правый рукав виден только с одной стороны; он снят с руки, соединен точками клея и филактерией XIX века из золотистого драпа, вышитого золотыми буквами.

  Описание.

  Рукав состоит из трех фрагментов, совершенно идентичных по фактуре, они собраны вместе, по-видимому, в XIX веке и без обоснования. Самый большой фрагмент «вдоль» выглядит как угол, который, как мы можем догадаться, повторял изгиб локтя, а верхний срез его следовал линии S-образного выреза, который, вероятно, придавал конструкции плеча подвижность (параметры: в ширину 37 см, 12 см, в длину 70 см). Фрагмент поменьше с помощью капель клея прикреплен к детали угла локтя (этот фрагмент, одна из сторон которого повторяет округлые очертания и имеет следы шитья, был разумно соединен с единственным изгибом на большом фрагменте, однако, выбор лицевой стороны следует оставить под вопросом; ширина 17 см, длина 27 см). Наконец, есть и деталь правой ладони, которая, вероятно, присоединялась к руке за большим пальцем, т.к. места срезов и разрывов очень аккуратны. Между тем, необходимо будет понять, каким образом она была пришита на свое место (в ширину 14 см, в длину 24 см). Первые два фрагмента плоские, третий, перчатка, еще и объемный.

  Вся поверхность покрыта коричневой тканью, простеганной на белой набивке[37], которая местами заметна в разрывах на ткани. Отметки швов образуют параллельные линии на руке и делают рукав рельефным. Кажется, он, благодаря этому, имеет свой первоначальный вид: однородность швов и используемых нитей, соединение материалов, небольшие, очень явные следы ремонта. Однако не заметно соединения с другой деталью одежды. Был ли рукав частью какого-то целого и как он мог быть прикреплен?

  Присутствуют многочисленные следы разрушения: внешний износ ткани, хорошо заметная плесень, сделавшая набивку из хлопка очень хрупкой, следы окисления металла. Кроме того, в хлопковой набивке находится огромное количество шкурок музейного кожееда (насекомых-кератофагов). Единственные остатки прежней реставрации – 19 фрагментов шелковой ткани, Отделенные и вновь надставленные, чтобы заполнить наиболее заметные лакуны.

 

  Состав.

  Четыре различных по качеству льняных полотна, шелковая тафта[38] и неочищенная хлопковая вата – вот шесть материалов, из которых состоит этот предмет. Общая толщина равномерно уменьшается от плеча к руке, чтобы способствовать возрастающей подвижности: толщина в шесть слоев внутренней набивки переходит в одну толщину у ладони. Кроме того, ткань, из которой сделана ладонь и большой палец грубее той, что на указательном пальце. Ткань на указательном пальце толще, чем та, что покрывает остальные пальцы. Такое устройство разработано, с учетом особого назначения этого рукава, который должен был служить для защиты конечности до самого ее конца, сохраняя при этом удобство и ценную возможность точного движения. Исходя из этого устройства, можно предположить, что предмет имеет скорее военное, а не гражданское назначение.

  1 см коричневой тафты, покрывающей обе стороны рукава, имеет 34 нити основы и от 39 до 48 нитей утка, нити кручения Z[39], слабоскрученные. Вид двух краев позволяет предположить ширину исходного полотнища ткани 34 см[40].

  Полотно из целлюлозных волокон (лён?), двойной толщины [en double épaisseur], придающее плотность верхней части руки, имеет 24 нити основы и 26 нитей утка, нити простые, Z-кручения. Наконец три полотна ткани из целлюлозных волокон (лен?), которые формируют ладонь, все из простых нитей Z-кручения, (на ладони и большом пальце – 20 и 26 нитей на см; на указательном пальце – 24 и 17 нитей; на остальных трех пальцах 32,6 и 34 нити). Основу различить было невозможно. Использованный в конечностях пальцев слой хлопка (волокна, импортируемого из Египта и Испании), толщина которого достигает до 8 мм, состоит из почти не очищенного волокна, перемешанного с остатками семян.

  Целостность отметок швов и использованных нитей показывает, что рукав имеет исходные размеры. Для его изготовления использованы четыре нити: периметр обшит голубой льняной нитью, ладонь и внутренние швы - неокрашенным льном.

  Значительная работа по простежке, линии которой образуют промежутки шириной примерно 3 см, выполнена коричневой льняной нитью. Два шва с различным наклоном [déclinés differement], использовались для создания этого предмета одежды: шов «вперед иголку»[41] и шов через край[42]. Никакого следа шитья, соединяющего край рукава с другим элементом одежды не заметно: ни отверстия, ни связки, ни шва не видно. Мы сделали копию этого предмета и, судя по ней, поняли, что «пройма» покрывала лопатку и ключицу, доходя до шеи, общая длина составляла около 90 см. Все предплечье должно было быть окончательно сшито, будучи сложенным, чтобы раскрываться на сгибе локтя, на который насаживалась перчатка. Выше деталь плеча переходит в деталь другой части тела без следов соединения.

 

  Вмешательство.

  Дезинфекция оксидом этилена в вакууме в Центре исследования и консервации графических документов исключила все проявления активности микроорганизмов. Мы также очистили рукав с помощью микроаспирации, удалив видимые шкурки кожееда. Не было выявлено ни одной личинки.

  Удаленные девятнадцать фрагментов коричневой шелковой тафты после подгонки были наложены для пробы определения их местоположения в зависимости от дефектов и нарушений тканья: семь из них вновь оказались на первоначальном месте.

  Восполнение пропусков коричневой шелковой тафты, позволяющее разглядеть белую набивку, не было необходимостью. Многочисленные швы простежки и хрупкость шелка сделали вмешательство рискованным. Разборчивость и возможность понимания предмета не искажены его состоянием частичного разрушения.

  Было принято решение покрыть обе стороны шелковым крепелином, окрашенным в коричневый цвет, прошитым по периферии и помогающим таким образом удержать на месте проглядывающую набивку. Поверхность перчатки также была покрыта коричневым крепелином.

  Наконец рукав был помещен в раку, обтянутую декатированной[43] льняной тканью, покрытой кремовым шелком, на который по периферии нашит рукав. Перчатка была прикреплена к предплечью, без формального обоснования способа их соединения, а маленький фрагмент был помещен к внутренней стороне предплечья так, что совпали изгибы. Эти три фрагмента остаются автономными, их расположение можно изменить.

  Чтобы неоготический реликварий предыдущего столетия, специально задуманный для этого рукава и очень характерный для этой эпохи, был сохранен, его очистили и привели в должное состояние в мастерской Карлоса Альборса, после в Доме Гривоа его особым образом наладили. Фактически были существенно улучшены условия хранения текстиля, а кроме того, и эстетичность его экспонирования. Эти работы заключались в том, что фасад реликвария, имеющий стекло, был сохранен, а позади был прикреплен металлический герметичный контейнер с боковой дверцей. С помощью этого отверстия вставляется сменная рама, образующая наклонную плоскость.

  Витрина снабжена устройством Art-Sorb, спрятанной позади рамки, настроенной таким образом, чтобы поддерживать гидрометрический показатель на уровне 55%-60% относительной влажности. В угол витрины помещен термогидрометр, чтобы была возможность контролировать изменения внутреннего климата витрины и понять, что необходимо отрегулировать устройство.

Витрина помещена к стене бокового южного нефа, к стене более безопасной и менее священной для церкви.

 

 

  В примечаниях и для оформления использованы изображения:

http://encework.liferus.ru/img/13b.jpg
http://svart.pochta.ru/Viborg%20Shirt.files/Vib6.gif
http://www.wikigirl.ru/foto/0081.jpg
http://kmet-pd.ru/pic/VpIgl.GIF
http://fr.wikipedia.org/wiki/Fichier:Eglise_Bussy-Saint-Martin.jpg



Перевод с французского:Lintari 

 

Клуб Исторической реконструкции «Легенда»

г. Ступино, 2010 г.


[1] Один из департаментов, на которые делится территория Франции, расположен на севере Франции.

[2] Небольшой городок, церковь Бюсси-Сен-Мартан, в которой хранится реликвия, датируется XI-XII вв.

[3] С. Мартин Турский 317(337) г.н.э. – 11 ноября 397 г.н.э., один из самых почитаемых во Франции святых, почитаем так же православными. Родился в Римской провинции Паннонии, располагавшейся примерно на западной территории современной Венгрии. Происходил из нехристианской семьи, однако с детства тянулся к монашеству, «кумиром» был Св. Антоний Великий, знаменитый пустынник, основатель христианского монашества. Однако семья Св. Мартина настояла на военной карьере, так будущий епископ Турский попал в Галлию. При первой возможности, отправился в пустынь Лигужэ, близ Пуатье, где вскоре возникла монашеская обитель, существующая по сей день.

[4] Имеется в виду Св. Мартин. Упомянутое облачение до нас не дошло.

[5] Самая ранняя королевская династия франков, правившая на территории современной Франции и Бельгии примерно с V по VII вв. н.э.

[6] Династия, сменившая Меровингов в VIII в, первый правитель Каролиг, Пиппин Короткий, отец Карла Великого, свергнувший Хильдерика III, был коронован в 751 г. н.э.

[7] P. Fossin, La Cappa ou chape de saint Martin à Bussy-Saint-Martin Imp. Saint Martin, Ligugé. 1897

[8] La Semaine Religieuse du Diocèse de Meaux, 1897. n* 39,40,41,42.43.

[9] A. Collon. La chape de saint Martin à Bussy-Saint-Martin d'après l'abbé Fossin, critique historique, Ed. Librairie religieuse K. Oudin, Paris-Poitiers. 1897.

[10] Barbier de Monlault, Oeuvres complètes, 1.13,1899

[11] P. Fossin, L'abbé Collon et fompagnie, Ed. A. Le Blondel, Meaux, 1899

[12] Город примерно в 40 км. от Парижа

[13] Аббатство, основанное в 656 г. н. э. королевой Батильдой, женой Хлодвига II Меровинга, территория, где расположено аббатство, находится недалеко от Парижа.

[14] J.-P. Laporte, Le trésor des saints de Chelles, Société archéologique et historique de Chelles. Chelles, 1988

[15] Приходской священник.

[16] J.-P. Laporte, Le trésor des saints de Chelles, Société archéologique et historique de Chelles. Chelles, 1988

[17] Arch dép, Seine-et-Marne. 8J483

[18] Procès-verbal de reconnaissance des reliques du 15.03.1897 cité dans l'ouvrage de l'abbé Fossin (cl. note 1).

[19] Известна легенда о святом, согласно которой, увидев раздетого человека, Св. Мартин разорвал свой плащ и отдал половину бедняку. Считается, что в образе нищего ему явился сам Христос. Св. Мартина часто изображают отдающим бедняку одежду.

[20] Небольшой город на севере Франции.

[21]Аббатство имени Св. Жермена в Осере.

[22] A Lecoy de la Marche, Saint Martin, Tours, 1890.

[23] Abbé Lebeul, Mémoires concernant l'histoire ecclésiastique et civile d'Auxerre. Ed. Durand. Paris, 1743,1.1. p. 406.

[24] Abbé Lebeut. Histoire de la ville et de tout le diocèse de Paris, 1754,1.15, p. 331.

[25] A Lecoy de la Marche, Saint Martin, Tours, 1890.

[26] Ibid.

[27] Небольшой город на северо-западе Франции.

[28] В Оливэ сохранились лишь три пролета церкви Св. Мартина, построенной в XIII в.

[29] Abbé Lebeul, Mémoires concernant l'histoire ecclésiastique et civile d'Auxerre. Ed. Durand. Paris, 1743,1.1. p. 798.

[30] Abbé Lebeul, Mémoires concernant l'histoire ecclésiastique et civile d'Auxerre. Ed. Durand. Paris, 1743,1.1. p. 406.

[31] Methivier, Notice historique sur une relique du manteau de saint Martin, évêque de Tours, patron de l'église d'Olivet. Olivet, 1860.

[32] Графство Невер, существовавшее до 1538 г, позже герцогство. Земли в центре Франции.

[33] A Lecoy de la Marche, Saint Martin, Tours, 1890, 1.1. p. 164.

[34] Короткая мужская одежда, распространившаяся в XV веке. Нечто вроде короткой куртки, облегающей тело.

[35] Монашеский орден кармелитов, появился в XII в. в Святой Земле, после неудач Крестовых походов, деятельность ордена переместилась в Европу. Женская ветвь ордена была официально оформлена в 1452 г. по просьбе монахинь из общины г. Гельдерна, близ Кёльна.

[36] Тонкая металлическая нить для вышивания.

[37] Имеется в виду хлопковая вата, находящаяся внутри простеганной вещи. Поскольку толщина рукава варьируется, о чем авторы говорят ниже, скорее всего, он был именно простеган, но не «набит».

[38] Тафта – ткань, состоящая из волокон, различных по оттенку. Имеет красивые переливы.

[39] На картинке показано различие между направлениями кручения нити при прядении: S и Z (рисунок в центре).


alt

[40] Ширина большей стороны самого крупного фрагмента, по словам авторов, составляет 37 см, вероятно, она больше предполагаемой исходной ширины полотнища за счет S-образного изгиба.

[41] Вот такой:

altalt

[42] Вот  такой:
altalt

Обычно шов через край используют для обметки, однако авторы статьи не уточняют, как его использовали при изготовлении рукава.

[43] Т.е. тканью, обработанной паром или горячей водой для предотвращения дальнейшей усадки.



 
   
             
 
 

designed by