Манускрипт I.33 сравнительного иллюстрированного изучения стоек и техник меча и баклера конца XIII века или Тауэр Фехтбух. Brian Hunt


  
Автор: Брайан Хант, 2007 г.
  Перевод с английского: Вайнард, КИР "Легенда", 2010 г.
  Оригинальный текст можно найти здесь:
http://www.thearma.org/Manuals/I33-guards.html


   Текст публикуется в целях обучения участников КИР "Легенда" с разрешения главы ассоциации ARMA, Джона Клеменса. Выражаем благодарность ассоциации ARMA за эту помощь!
  Администрация сайта kirlegenda.ru категорически против использования текста статьи и перевода на русский язык в коммерческих целях, а так же любое воспроизведение в интернете, печати и в другом виде, в т.ч. в блогах, на форумах, на страницах социальных сетей без согласия автора и переводчика и без работающей ссылки на текст оригинала и перевода.

 
Как пояснили нам в ARMA, информация, отраженная в статье с 2007 года уже обновлялась, проводились новые исследования, были выявлены новые боевые позиции! Однако, в качестве отправной точки ля нашего собственного изучения I33 и старинного фехтования нам, безусловно, полезно посмотреть материал Б. Ханта.

 

Манускрипт I.33 сравнительного иллюстрированного изучения стоек и техник меча и баклера конца XIII века или Тауэр Фехтбух1].

   Примечание редакторов: изображения этих защитных стоек не отражают действующий курс обучения ARMA[2],также как и изображения 2008 года.

 

  MS I.33 – самый старый известный манускрипт, описывающий европейское искусство боя. Это документ, показывающий немецкие способы фехтования с использованием меча и баклера в XIII веке. Он датируется приблизительно 1295 годом, хотя некоторые думают, что он более поздний, а некоторые, - что более ранний. Он написан как наставление Священника, обучающего Студента или Ученика, как правильно использовать меч и баклер в бою. В различных местах нам даются утверждения, что обычный человек совершает какое-либо действие, в то время, как Священник учит совершению другого. В конце манускрипта упоминается женщина по имени Вальпургис, которая, возможно, является немецкой католической святой Вальбурга. Она была английским миссионером в Германию, которая позднее стала настоятельницей монастыря Хайденхайм возле Айхштетта. Она родилась в Уэссексе в 710 году, а умерла в Хайденхайме 25 февраля 779 года. Она также известна как «защитница» от черной магии и колдовства, отчасти из-за того, что ее останки были перевезены 30 апреля 870 года, во время языческого праздника Walpurgis Nach (Вальпургиева Ночь), который отмечается в ночь с 30 апреля на 1 мая. Это празднование покорения зимы весной. Святая Вальбурга или Вальпурга также известна как целительница, и, говорят, что масло, просачивающееся из-под камня, куда были помещены ее останки, обладает сильными целительными свойствами. Многие полагают, что Епископу Вурцбурга было поручено создание этого манускрипта, и что его секретарь мог быть тем, кто создал его. Хотя, на данный момент времени это просто гипотеза.

  Для большей информации о самом манускрипте или для осмотра в факсимиле, отправьтесь по ссылке: http://www.thearma.org/Manuals/i33/i33.htm

  I.33 это серия постановочных пьес, которые знакомят нас с понятиями и навыками боя мечом и баклером, как это и преподается Священником. Начало каждой пьесы обозначено крестом. Мы находим несколько разных изображений крестов, всего которых сорок[3]

  Базовая система основывается на том, что когда человек принимает одну стойку, другой должен принять встречную или контр-стойку. В случае, если оппоненту не удается принять противоположную стойку, человек, находящийся в правильной стойке сможет свободно атаковать первого. Также и если оппонент принимает надежную встречную стойку, а воин, принявший стойку вначале, колеблется, первый сможет свободно провести атаку. В целом, человек, принявший стойку, должен отражать контрудар, блокируя меч противника.

  Для того чтобы, находясь в стойке, парировать выпады, I.33 предлагает 4 блока: 2 верхних блока справа и слева и два нижних, также справа и слева. Как только мы ставим блок, у нас появляется несколько базовых типов атак, возможных из этого блока (я не пытался перечислить тут все возможности, лишь общий перечень.

 
Удар щитом.

  Колющий удар.

  Прошаг.

  Захват оппонента или борьба с ним.

  В целом, представляются две главные мысли (или системы), на которых базируется бой с мечом и баклером. Открытый бой[4], где меч и баклер двигаются независимо, раздельно друг от друга (как преподается Тальхоффером) и закрытый бой[5], где меч и баклер сложены и двигаются вместе, как показано, например, в I.33. Вот почему мы видим так много позиций, в которых баклер перекрещивается с правой рукой сверху или снизу, чтобы закрыть ее наружную часть. Это, конечно, сильно упрощенная версия системы I.33, но многие основные принципы обнаруживаются в исполнении различных пьес Манускрипта.

   Проблемой I.33 является ракурс иллюстраций, по которому становится сложным сказать, какая нога у изображенной фигуры выставлена вперед. Можно сказать многое о положении бедер и торса фигуры, но это в любом случае лишь научная догадка. В результате всего этого вполне естественно обращение к другому историческому материалу, чтобы заполнить этот пробел. Интересно также отметить и схожесть различных систем владения мечом и баклером с системой I.33. Некоторые из этих систем не имеют текста, такие как «Книга по фехтованию Йорга Вильгельма[6]» и «Анонимная книга по фехтованию[7]», но видимые сходства с техниками и пьесами I.33 очевидны. Техника рапиры и баклера Паулюса Хектора Майера[8] обладает сильным сходством с техниками I.33 и имеет точно такие же стойки, как показано у Йорга Вильгельма, еще больше показано в «Анонимной книге по фехтованию», чьи изображения рисуют мужчин, сражающихся длинным мечом и баклером, в таких же стойках, как показано у Йорга Вильгельма и Паулюса Хектора Майера. Следовательно, мы можем заключить, что I.33 представляет общую наследственную систему нескольких имеющихся у нас учебников-манускриптов, тогда как другие учебники могут иметь множество сходств, но основываться на свободной системе боя мечом и баклером, таких как система Тальхоффера[9] или Паулюса Каля[10]. Кроме того, многие боевые приемы, о которых говорит Андрес Лигнитцер[11] в своих шести пьесах о баклере, которые могут быть найдены в писаниях Зигмунда Рингека[12], имеют много общего с обучающими материалами I.33.

 

  Кустодия (Защитные стойки) I.33

  Кустодия или стойки – это начальные позиции для атаки на вашего противника. В I.33 есть семь основных стоек плюс несколько второстепенных. Стойки показаны Священником и Учеником, стоящими на мысках и подающимися вперед всем корпусом, чтобы более легко защищать свои жизненно важные органы и переднюю ногу. В процессе боя стойки меняются в зависимости от того, подступаете ли вы к оппоненту, отступаете или обходите его со стороны. Не самой удачной идеей будет сохранять одну и ту же стойку слишком продолжительное время. Перечислим и опишем стойки:

  1-я стойка – которую еще называют sub brachia или «под рукой». Она показана изображением, на котором правая рука Священника заведена под мышку левой (той, что держит баклер) руки. Баклер держится близко к телу, закрывая правую руку, направлен налево. Меч располагается позади тела и направлен острием вниз под углом. Для этой защитной стойки наиболее вероятна правая нога впереди, хотя, на иллюстрациях некоторых других материалов мы можем видеть впереди левую ногу. Эта стойка похожа на немецкую Nebenhut (ближняя защита)с длинным мечом, который держится слева. Ахилле Мароццо[13]также имеет схожую стойку, называемую Guardia di sotto il braccio или «Подмышечная стойка». Эта же стойка показывается и несколькими другими немецкими мастерами, такими как Тальхоффер, Майер и Йорг Вильгельм, но именно это ее название не употребляется.
 
 

alt1-я стойка 

 

  2-я стойка – в I.33 говорится, что эта стойка посвящена правому плечу. Левое плечо впереди, баклер держится на вытянутой вперед руке и смотрит вперед. Меч располагается на правом плече, при этом острие направлено за спину, а меч может держаться горизонтально либо под углом (вверх или вниз), лезвие же меча смотрит на небо. Для этой стойки наиболее естественна левая нога впереди. На первой гравюре меч держится под слегка нисходящим углом. Эта стойка похожа на защитную стойку с длинным мечом Лихтенауэра VomTag[14], когда меч держится у правого плеча. Иоахим Мейер[15] называл эту стойку Zornhut или «Стойка гнева» (справа).
 
 

alt 2-я стойка Vom Tag или Zornhut Vom tag или Zornhut

 

   3-я стойка – в I.33 говорится, что эта стойка посвящена левому плечу. Правая рука согнута над левой рукой, острие меча направлено за спину под углом (вверх или вниз), а лезвие смотрит вверх. Баклер держится на вытянутой вперед руке либо слегка согнутой в локте и смотрит либо вперед либо влево. Стойка исполняется с правой ногой впереди. Данную стойку можно сравнить со стойкой с длинным мечом Лихтенауэра VomTag (справа), только меч держится у левого плеча. 3-я стойка также может рассматриваться как схожая с Guardia di Sopra il braccio («Надручная стойка») Ахилле Мароццо и поэтому может быть разновидностью 1-й стойки и являться конечной позицией после того, как боец наносит удар над баклером, а не под ним и выходит после него в 3-ю стойку, а не в 1-ю.    

 

alt 3-я стойкаalt 3-я стойка или левая Vom Tag

 

  4-я стойка – в I.33 эта стойка посвящается голове. Данная стойка схожа со 2-й, но меч держится над головой, а не у правого плеча. Будучи над головой, острие меча указывает назад, сам меч располагается горизонтально или под углом (вверх или вниз) лезвием вверх. В этой позе любая нога может быть впереди, хотя, вероятнее всего, более удобно будет расположить впереди левую. Это позволит нанести мощный, направленный сверху вниз и справа налево, удар (zornhau[16]) в комбинации с быстрым подшагом. Когда левая нога впереди, баклер держится ближе к телу, чтобы не сообщать противнику о готовящемся ударе, отодвигая баклер назад. Эта стойка схожа со стойкой с длинным мечом Лихтенауэра VomTag или «Крыша». Она также похожа на Guardia di Testa или «Защита головы» Ахилле Мароццо.
 

alt 4-я стойка

 

  5-я стойка – в I.33 про гравюру 1 сказано, что эта стойка посвящена правой стороне, а иллюстрация этой стойки дана на гравюре 2. Это открытая поза, единственная, показанная в I.33, в отличие от учебника Тальхоффера, который наполнен открытыми стойками с баклером. Баклер держится прямо перед телом на вытянутой руке и смотрит вперед или налево. Меч держится низко, рядом или слегка позади правой ноги, а правая рука прямая или слегка согнута. Меч направлен острием назад и под углом вниз, лезвие смотрит вниз. Стойка похожа на Лихтенауэрскую Nebenhut (ближняя защита) с длинным мечом, который держится справа. Это та же стойка, что у Ахилле Мароццо под названием «Long Tail» (длинный хвост) или Coda longa e distes. Тальхоффер показывает нам другой вид этойстойки, где острие меча направлено вперед, а не назад, как в I.33, хотя он и обозначает ее как одну из двух открытых позиций своего манускрипта 1467 года, не используя при этом название Nebenhut. Тем не менее, я обозначил несколько изображений его защитных стоек конкретными названиями ради сравнения с I.33. У Мароццо тоже показывается эта разновидность «Длинного хвоста», где меч направляется вперед, а не назад и называется Coda longa e larga. И Codalongaelarga и Codalongaedistesa допускают впереди как правую, так и левую ногу.

alt5-я стойка
altNebenhutaltCoda longa e distesa
 

  6-я стойка – в I.33 на гравюре 1 говорится, что 6-я стойка посвящена груди, а иллюстрация этой стойки дана на гравюре 2. Эта стойка отличается от пяти первых, но похожа на 7-ю стойку или langort[17], так как меч указывает вперед, а не назад. Баклер держится на вытянутой руке и смотрит вперед. Правая рука согнута в локте, который направлен назад, а меч, указывающий вперед, находится в горизонтальном положении. Кулак правой руки располагается на уровне правой грудной мышцы, а лезвие меча смотрит вниз. В этой стойке наиболее естественна левая нога впереди, хотя на иллюстрации в I.33 впереди расположена, скорее всего, правая, исходя из очертаний спины и того, как повернуты бедра. Эта стойка наиболее похожая в I.33 на немецкую стойку Ochs или «Ox» (бык), но в последней меч держится гораздо выше. Кроме того, она имеет сильное сходство с Болоньезской[18] стойкой Cinghiale или «Wild Boar» (дикий кабан), с оговоркой о том, что в 6-й меч держится у груди, тогда как в «Кабане» он расположен у бедра.

 

alt 6я стойкаalt Wild boar

 

alt OchsaltOchs

 

  Langort (7-я стойка или Длинное острие) – в I.33 на гравюре 1 говорится, что последняя стойка это Langort, а иллюстрация этой стойки дана на гравюре 2. В этой стойке меч также направлен вперед. Но существует несколько вариантов этой стойки. Есть обычная Langort, «средняя» или «вытянутая» Langort, «верхняя» Langort, и, наконец, особая стойка Священника, также известная как Langort.

  В обычной Langort, показанной на гравюре 2, левая рука прямая и направлена вниз под углом 45 градусов к земле, баклер смотрит наружу (налево). Правая рука прямая и тоже направлена вниз под углом 45 градусов к земле, меч же направлен в землю и образует с правой рукой прямую линию, а его лезвие смотрит вниз.

В «средней» или «вытянутой» Langort обе руки вытянуты горизонтально на уровне плеч. Баклер может располагаться с любой стороны от правой руки, в зависимости от того с какой стороны наиболее вероятна угроза удара. Впереди может быть любая нога, но в варианте, показанном ниже, впереди левая. Стойка хороша для завершения колющего удара.

  В «верхней» Langort обе руки вытянуты вперед подобно тому, как в «вытянутой» Langort, но кисти рук подняты выше плеч, так что руки и острие меча указывают под углом вверх. Баклер держится слева от правой руки и у фигуры, показанной внизу, правая нога впереди.

  «Особая Langort священника» похожа на 1-ю стойку («под рукой»). В ней меч держится на левой стороне, но не под мышкой, острие меча направлено под углом вниз. Особая Langort похожа на Weschel или «сменную» стойку из Лихтенауэрской немецкой традиции владения длинным мечом, которая является конечной позицией после проведения zornhaw (удар гнева). Меч в особой Langortможно держать также в схожей манере с тем, как он держится на первом изображении в главе про немецкую рапиру Иоахима Мейера от 1570 года.
 

alt Langortalt  Средняя Langort

alt Верхняя LangortaltОсобая Langort


Стойка с рапирой Иоахима Мейера 
 

  Вальпургиева стойка – эта стойка не относится к одной из главных семи стоек. И все же, она представляется разновидностью 2-й стойки. Она исполняется с левой ногой впереди, правая рука находится ниже, чем во 2-й стойке, а меч держится справа острием вертикально вверх, баклер же держится ближе к телу и смотрит вправо. Она также схожа с разновидностью Лихтенауэрской VomTag, где меч держится ниже, у правого плеча, а не над ним, как во 2-й стойке Манускрипта. 

alt Вальпургиева стойка
 

  Vidilpoge (смычок) – сверху на иллюстрации 43 Священник показывает простую стойку под названием Vidilpoge или «смычок». Данная стойка по сути похожа на Лихтенауэрскую стойку Schrankhut тем, что обе формируют защиту, только в первой острие меча вверху, а во второй – внизу. Версия стойки Schrankhut также показана Хансом Тальхоффером. Тальхоффер не дает ей этого названия, вместо этого он называет ее второй из двух открытых позиций в своем манускрипте 1467 года. В целях сравнения я обозначил его представленную стойку также Schrankhut. Я думаю, что с Vidilpoge можно переместиться в Schrankhut и наоборот и продолжать чередовать эти стойки, будто играя смычком на скрипке, в зависимости от веления обстоятельств. Чтобы встать в Vidilpoge, надо выставить вперед левую ногу, а левую руку вытянуть вперед перед собой (баклер смотрит вперед). Меч кладется внутренней плоскостью на предплечье левой руки, а его острие указывает под углом вперед и вверх, будто это смычок, помещенный на скрипку.


alt Vidilpogealt Schrankhut

Obssesio или контр-стойки в I.33.

   Obssesio или контр-стойки это стойки противодействующие стойкам, показанным выше. Они используются как противоположные позиции для парирования и пробивания защитной стойки оппонента. Они являются лучшим способом, чтобы атаковать определенную стойку, а их применение показано на протяжении всех пьес I.33. Довольно интересно, что базовые стойки также могут стать контр-стойками, например 1-ю стойку можно противопоставить 1-й стойке. Контр-стойки следующие:

  Halpschilt (полущит – 1-я контр-стойка или смещение) – в этой obssesio обе руки вытянуты вперед, слегка согнуты, а кисти располагаются лишь слегка ниже, чем плечи, примерно на высоте верхней грудной мышцы. Баклер смотрит наружу (налево), а руки располагаются очень близко друг к другу так, что баклер может прикрывать правую руку. Рука с баклером может оставаться слева или может пересекать правую руку над или под запястьем, направляя баклер внутрь (направо). Впереди может быть как левая, так и правая нога, но наиболее используемая и естественная позиция с левой ногой впереди, особенно против 1-й стойки, так как есть возможность защитить правую половину тела, сделав приставной шаг вперед или назад. Эта контр-стойка с Лихтенауэрской защитной стойкой Pflug[19], а ее разновидности можно увидеть в работах Тальхоффера, Вильхельма и Мейера.

 
 alt Halpschiltalt Pflug
 

  Langort (длинное острие) – смотреть выше. Langort часто можно увидеть и в качестве контр-стойки и в качестве защитной стойки. Обычную Langort как правило имеют ввиду, говоря о 7-й стойке, в то время как остальные ее разновидности – контр-стойки. Несмотря на это, и обычная Langort также используется как контр-стойка (Смотреть Langort после раздела защитных стоек). Обычная Langort схожа с немецкой стойкой, известной как Alber[20].

 

alt Langortalt Alber

 

  Krucke (опора) – так называется редкая контр-стойка, используемая только Священником и его учениками, и все же она имеет сильное сходство с одной из двух форм немецкой стойки Schranckhut с длинным мечом, которая также показана и у Тальхоффера, хотя ей такое название у него не дается. Меч в этой стойке держится острием вниз, а не вверх, как обычно. Такое изменение его положения дает прочную позицию для защиты от ударов со всех направлений. Обе руки в этой стойке вытянуты перед собой так, что кисти рук расположены немного ниже уровня глаз. Баклер смотрит наружу (налево), а кисть правой (держащей меч) руки повернута большим пальцем вниз и острие меча направлено в землю. Кисти находятся рядом друг с другом, а баклер может вращаться и перемещаться над запястьем правой руки на внутреннюю сторону, чтобы защитить ее от удара справа либо возвращаться на свою изначальную позицию, чтоб защитить руку с мечом слева. Если Krucke используется для блокировки атак слева, то правая нога впереди. Если Krucke использовать, чтоб заблокировать атаки справа, то левая выставляется вперед. Из этой стойки можно парировать удар, повернув правое запястье в направлении по часовой стрелке и вынося острие меча вперед или подняв обе руки, поразить противника нисходящим уколом. Также из этой позиции можно нанести порез сверху или снизу. Ханс Тольхоффер также показывает эту стойку, но не дает ей название, но в этой статье я буду обозначать ее также Schranckhut в целях удобства.

KrucrealtSchranckhut


  Schutzin (заслон, прикрытие) – это не столько защитная стойка, сколько стойка для передвижения. Встать в эту временную стойку можно либо из Langort, подняв руки выше либо из 2-й стойки, нанеся рубящий удар. В этой стойке обе руки вытянуты так, будто посреди нанесения удара сверху, но правая рука пересекает левую сверху так, что баклер располагается справа и смотрит вправо. Правая нога впереди (вероятнее всего, в результате быстрого шага). В I.33 говорится, что каждая защитная стойка содержит в себе прикрытие. Интересно также, что эта стойка похожа на разновидность Zweien Schilten (двухсторонние щиты) Андреса Лигнитцера, а также может быть формой стойки Ochs(бык), схожей с «верхней» стойкой в Лихтенауэрской традиции работы с длинным мечом.

  Для более полной информации смотрите статью, посвященную мечу и баклеру Агнеса Лигнитцера, которая называется «Обучение владению мечом и баклером Лихтенауэра», написанную Китом Мейерсом
: http://www.thearma.org/essays/LeignitzerSandB.htm


Scutzin

altaltOhcs


  Некоторые из наиболее распространенных ударов в I.33

  Так как многие иллюстрации из Манускрипта и других учебников показывают технические приемы в действии, хорошей идеей будет показать некоторые общие, характерные для I.33 атаки в целях сравнения.

  Schiltslach (удар щитом) – один из главных ударов, характерных для I.33. Его обычно наносят после баинда[21] и он применяется на протяжении всего манускрипта. Для его совершения надо выйти из баинда и толкнуть или ударить баклером по рукам оппонента, чтобы «связать» его дальнейшие действия, а затем нанести завершающий удар мечом. Этот удар может быть прямым и обратным[22], а также наноситься может сверху или снизу. В I.33 особых указаний не дается по поводу его нанесения, но на иллюстрации мы можем видеть либо прямой удар снизу в голову Священнику или обратный удар сверху. Он также иллюстрируется в некоторых других немецких манускриптах, но не обозначается как «удар щитом».


alt

 

  Stichslach (колющий удар) – другая, распространенная в I.33 атака. Она часто выполняется как переход из стойки «полущит» (Halpschilt) в стойку «длинное острие» (Langort) с шагом к противнику. Это укол, комбинированный с ударом щитом. Стоит отметить, что прием Stichslach это не одно и то же, что stich (укол), который также является распространенным в I.33 видом атаки.

alt


  Durchtritt (проход) – еще один вид атаки в I.33. О нем говорится на гравюре 17. При проведении данной атаки, прежде всего, надо продавить меч противника вниз и «пройти», нанеся затем удар справа или слева. Наверху гравюры 18 нам показывается конечный результат, который видится как удар по рукам Священнику. Этот вид атаки схож с немецким приемом Durchlauffen (пробег), в котором происходит приближение вплотную к оппоненту пока его руки подняты (как показано внизу гравюры 17), проходя под его руками. Если его руки находятся низко, их следует захватить, как это показано в следующем виде атаки.

alt

 

  Захват оппонента – из баинда, если руки оппонента находятся низко, можно провести захват, обхватив их правой или левой рукой. Вот два хороших примера из I.33. Надо быть аккуратным, так как после захвата вами оппонента (или вас им) может произойти рукопашная, в итоге которой вы можете остаться безоружным, в то время как оппонент все равно может остаться при оружии.       

 

altalt

 
 
  Сравнительное сопоставление I.33 с другими иллюстрированными материалами.

  Ознакомившись с основой I.33, мы можем обратиться к другим материалам и легко распознать сходства с описанными выше защитными стойками, контр-стойками и видами атак.

alt

  6-я стойка с правой ногой впереди против 1-й также с правой ногой впереди.

alt

  То же, что и выше.

 

alt

  Стойка Ochs(бык) с левой ногой впереди против 1-й стойки с левой впереди. 

alt

 
 
Снова Ochsс левой ногой впереди против 1-й, но уже с правой.

alt

  Стойка Fiddlebow(смычок) против 1-й стойки с правой ногой впереди.

alt

 

  5-я стойка с правой ногой впереди против 2-й стойки с левой ногой впереди.

 

 alt

 

  Разновидность стойки Schutzin (заслон) или, возможно, обратный удар сверху, как можно увидеть ниже.

  

 alt

 
  
Блок баклером в сочетании с ударом в ногу против обратного удара сверху. 

 

alt

 
 
  В центре этой картины фигура стоит во 2-й стойке.

alt

  Возможно langenort (длинное острие) или nebenhut (ближняя защита) против 2-й стойки.

  
 alt

  Второй человек слева стоит, возможно, в стойке Halpschilt (полущит), в то время как человек внизу, скорее всего, принял разновидность 2-й стойки. Изображение на этой иллюстрации не дает быть уверенным в конкретных стойках. 

 
 alt

  В левом нижнем углу воин, который упал или которому помогли это сделать, пытается защититься от другого бойца, готовящегося нанести удар из 2-й стойки. Воин в центре занял разновидность 5-й стойки против щитовика, который был бы во 2-й стойке, будучи с баклером.

 alt
 

  В центре этой иллюстрации воин в 4-й стойке противостоит воину в стойке Ochs.

 

  alt

  Слева мы можем видеть разновидность Vidilpoge(смычок) против человека с вариацией Schrankhut (барьерная защита), которая, по моему мнению, также является разновидностью Vidilpoge. 

 
 alt

  Защитная стойка Святого Георгия может являться разновидностью 4-й стойки, так как меч держится у головы.

 
 alt

  Колющий наносится по человеку, занимающему, похоже, разновидность 1-й стойки.

 
 alt
 

 

  Боец во 2-й стойке атакует копейщика. 

 
 alt

  Воин слева, занявший разновидность 5-й стойки, сражается с щитовиком в «нависающей» стойке.


 alt
 
 

  Этот ангел атакует змея из положения, которое может быть либо стойкой Ochs либо вычурной 5-й стойкой. Из-за плоского ракурса иллюстрации довольно сложно сказать точнее и больше, так же как из-за ракурса изображений в I.33 сложно сказать, какая нога впереди.

 
 alt
 
 

  Воин с мечом и баклером слева находится в 3-й стойке, в то время как его оппонент, защищая голову баклером, наносит укол. Боец с топором и баклером на заднем плане справа занимает 2-ю стойку.

alt
 

  Воин слева стоит в разновидности vidilpoge (смычок), а его оппонент – в Ochs (бык).

 
 alt

  Боец слева защищается от укола, стоя в защитной стойке wild boar (дикий кабан), которая может быть разновидностью 6-й стойки.

 
 alt
  

  Здесь мы имеем идеальный пример удара щитом (проводит воин слева), изображение взято из Манесского Кодекса [23]. Заметьте, что позиция руки идентична позиции руки, показанной в I.33.


 alt
 

  Боец слева атакует своего оппонента из 2-й стойки, в то время как последний встречает его, занимая стойку Вальпургиева защита, которая является разновидностью 2-й стойки, а также особой стойкой Священника.


 alt

 
  
Волосатый парень слева занимает разновидность 5-й стойки, в то время как его не менее волосатый соотечественник стоит в Вальпургиевой защите. Ах, как прекрасны веселье дикарей или борьба снежных людей! 

 
 alt

  Оба бойца стоят во 2-й стойке.

 
 alt
 

  Из-за стиля этого изображения довольно сложно сказать, в какой стойке стоит человек в центре. Возможно, это Ochsили вариация 2-й стойки. Я полагаю, что он занимает 5-ю стойку, поскольку в I.33 говорится, что 5-я стойка посвящена правой стороне. Фигура слева стоит в Вальпургиевой защите.

 alt
  

  Слева мы видим двух щитовиков, наступающих в разновидности 6-ой, известной как wild boar (дикий кабан). В центре мы видим бойца с мессером [24] и баклером, стоящего во 2-й стойке.

 
 alt
 

  Воин слева находится в 5-й стойке с правой ногой впереди, в то время, как боец справа стоит в wild boar также с правой ногой впереди. А если считать, что wild boar это разновидность 6-й стойки, то эта иллюстрация интересна тем, что в данной стойке правая нога впереди.

 
 alt

 
 
Боец справа получает укол, стоя в третьей стойке.


 alt

 

  Воин слева занимает Ochs, защищаясь от укола воина справа. Более сходств с I.33 тут нет, хотя, если учитывать, что это середина боя, начаться он вполне мог с каких-нибудь стоек из I.33.

 
 alt

 
 
Воин с мечом и баклером слева атакует, похоже, из разновидности 4-й стойки.

 
 
 alt
 

  Боец с фальшионом и баклером в центре этого изображения отступает, пытаясь защититься в необычной форме 4-й стойки.


 alt
 

  На этом, надо сказать, ставящем в тупик изображении, мы видим воина с мечом и баклером слева, танцующего в 1-й стойке и воина справа, танцующего в разновидности 5-й стойки, находящихся на заднем плане.


 
 alt
 

  Человек слева занимает стойку schrankhut (барьерная защита), которая также есть разновидность vidilpoge(смычок). Военный справа находится в 3-й стойке.

 
 alt

  Воин слева стоит в 6-й стойке (дикий кабан), а воин справа наносит ему удар.

 
 alt
 

  Человек с мечом и баклером в центре этого изображения готов нанести удар вниз из 2-й стойки. Довольно интересно, что воин с кинжалом и баклером, стоящий слева, также находится во 2-й стойке, правда высокой, также как и воин в желтом гамбезоне позади него и боец в желтом шлеме позади фигуры в центре.

 
 alt
 

  Воин слева находится в langenort (длинное острие), а боец справа проводит укол из «вытянутой» langenort.

 
 
 
alt
 

  Воин слева занял «вытянутую» langenort, боец справа обороняется из 3-й стойки.

 
 alt

 
 
Воин с мечом и баклером в верхнем левом углу лениво занимает 2-ю стойку, боец, находящийся ниже, атакует из Ochs. Противник справа от него находится в неизвестной стойке, вероятно при переходе к атаке.

 
 alt
 

  Боец слева защищается от атаки бойца справа, проводя stichslac (колющий удар). 

 
 
 alt
 

  На этом очень нечетком изображении воин слева встал в защитную стойку Ochs, а его оппонент занял контр-стойку halpschilt (полущит). Латинское слово Luctatio используется в I.33 для обозначения слова «борьба», но на этой иллюстрации оно скорее значит «фехтование».

 
 alt

 

  Ангел стоит в 6-й стойке с левой ногой впереди.

  
 alt 

 

  Воин слева наступает на своего оппонента из 2-й стойки, в то время как последний занимает либо высокий вариант Вальпургиевой защиты с поднятым вертикально вверх мечом, либо вот-вот нанесет прямой удар сверху.

 
 alt
 

  В центре изображения можно увидеть бойца, стоящего во 2-й стойке.


alt

 
  Два сражающихся готовы атаковать друг друга из баинда.
 

 
 alt

 
 
Хороший пример боя в отрыве (открытого боя) мечом и баклером. Заметьте, что боец слева защитился от удара баклером, одновременно нанеся укол в живот оппоненту.

 
 
 alt

 
  Еще один ангел занял 2-ю стойку, выставив левую ногу вперед.

 
 alt
 

  Защита мечом и баклером от укола копьем. Тут нельзя отметить какую-либо из стоек, потому как воин справа находится во время действия.

 
 alt
 

  Боец слева находится в Ochs, тогда как его оппонент справа проводит укол, защищая голову баклером.

 
 altalt
 

 

  Интересная атака производится воином справа, а воин слева, вероятно, был в 1-й стойке или, возможно, был посреди действия, именуемого в I.33 «падение под меч и щит». Боец справа в этот момент находился в контр-стойке halpschilt (полущит) и, так как его оппонент промедлил, воспользовался этим (как и советует Священник) и нанес укол своему оппоненту в комбинации с ударом ногой по правой руке противника, чтобы сдержать ее. Это лишь предположение, но довольно обоснованное.


alt

 

  Другая интересная иллюстрация над которой стоит поразмышлять. Правый боец изображен во время исполнения какого-то неизвестного действия, возможно удар из 2-й или 4-й стойки или укол из стойки halpschilt. Обороняющийся слева изначально, вероятно, занимал 1-ю стойку, а затем упал на одно колено, защищая голову баклером, и нанес удар оппоненту из-под руки. Похожее действие он мог совершить и из 6-й стойки с уколом вместо удара. Предположение забавное, но все же это предположение.

 
alt

 

  Боец слева захватил своей левой рукой руку противника, держащую меч, но не смог овладеть его рукой с баклером, позволяя противнику защититься от атаки в голову.
   Вероятнее всего это закончится рукопашной, похожей на показанные в I.33.

 
 alt


  Воин слева стоит в Ochs, а его оппонент проводит колющий удар. 

 
 alt

 
 
Боец в центре атакует, похоже, из 3-й стойки. Он либо толкнул, либо убил своего противника.


alt

 

  Обратите внимание, что воин в первых рядах посреди моста занимает 2-ю стойку. 
 

 alt

 

  Святой Георгий, занимающий разновидность 2-й стойки, известной как стойка Святого Георгия.

 
altalt
 
 
  Святой Михаил в защитной стойке Ochsна иллюстрациях слева и справа.
 
 
 alt

  Святой Михаил атакует из 2-й стойки.

 
alt 
 

  Эта картинка интересна тем, что показывает сражение человека с мечом и баклером против человека, вооруженного длинным мечом. Боец с мечом и баклером готов провести атаку из баиндинга (binding) с бойцом с длинным мечом, хотя первый также может находиться в разновидности vidilpoge (смычок).

 

alt
 

  Заметьте, что два воина слева стоят в расслабленных 2-х стойках или занимают Вальпургиеву защиту. Боец в центре осматривает свой меч, а его сосед справа находится в расслабленной стойке wildboar, а воин справа занял опять же расслабленную halpschilt (полущит). Интересно отметить, что, даже отдыхая, эти воины заняли некоторое подобие стоек с оружием наготове. 

 
 alt

  Боец слева атакует, боец справа обороняется. Особых стоек нет, лишь неопределенные действия.

 

Использование меча и баклера Тальхоффера (под редакцией Тотта[25])

 

  Имейте ввиду, что, когда я называл какие-либо изображения защитных стоек на гравюрах Ханса Тальхоффера, они не обозначались так им самим. Мною это было сделано ради ясности лишь посредством сопоставления и толкования и я не намереваюсь вводить других в заблуждения, говоря, что это Тальхоффер так называл свои изображения.

 

 alt


  Боец слева стоит в Nebenhut (ближняя защита), разновидности 5-й стойки, а боец справа стоит в 1-й стойке.

 

 alt


  Воин слева находится в vidilpoge (смычок), а его оппонент – в неизвестной стойке, но это может быть 2-я или 4-я.

 
 alt

  Боец слева принял schrankhut (барьерную защиту), которая является вариантом vidilpoge. Его противник стоит в 5-й стойке.

 
 alt

  Фехтовальщик в центре показывает открытый бой по Тальхофферу, а его оппонент слева находится во 2-й стойке. Подпись «Der recht not stand gen zwaimen» переводится как «Верный способ противостоять двум соперникам».

 
 alt
 

  Превосходный пример удержания оппонента левой рукой, что вероятно случилось из баинда. Заметьте, что вследствие открытой (в отрыве) манеры боя мечом и баклером, которой учит Тальхоффер, боец справа не смог овладеть сразу обеими руками противника как в примере из I.33. Это можно назвать преимуществом открытого боя.

 
 alt

  Боец слева проводит один из видов stichslack (колющий удар).

 
 alt
 

  Воин слева защищается от удара, нанесенного из 2-й или 4-й стойки. Обратите внимание на то, как он защищает баклером свою руку с мечом. Эта гравюра имеет сильное сходство с иллюстрацией 41 в I.33. Два основных различия состоят в том, что, у бойца слева костяшки пальцев правой руки смотрят вниз, а у защищающегося в I.33 кулак правой руки смотрит вверх, в то время как боец справа на изображении сверху не защищается баклером, как это делает ученик в I.33. Различие в расположении кистей у обороняющихся может быть из-за того, что в учебнике Тальхоффера используется заостренный с одной стороны мессер, а в I.33 – обоюдоострый боевой меч.

 
 alt

  Воин слева нанес удар сверху, оказавшись в разновидности стойки halpschilt (полущит), тогда как боец справа защитился в стойке krucke (опора). Данная гравюра имеет сильное сходство с иллюстрацией, изображенной наверху гравюры 8 в I.33. 

 
 alt
 

  Здесь боец справа использовал свой блок в krucke из предыдущей гравюры, чтобы захватить левой рукой своего оппонента и одновременно нанести укол ему в бедро. Эта гравюра очень похожа на иллюстрацию, показанную внизу гравюры 8 в I.33.

 
 alt
 

  Боец слева находится, вероятно, посреди приема, схожего с приемом «ребаинд[26] с шагом» в I.33, перемещая скрещенные с оппонентом мечи вниз. Позиция оппонентов схожа с иллюстрациями наверху гравюр 4 и 6 в I.33, и, хотя расположение баклеров слегка другое, баинд тот же, да и оказаться в нем бойцы могли схожим с одним из показанных в I.33 способов. 

 
 alt

  Боец справа проводит одну из разновидностей shiltslac (удар щитом).

 
 alt

  Эта гравюра хорошо иллюстрирует причину, по которой в I.33 рука с баклером прикрывает руку, наносящую удар и показывает один из недостатков системы, где меч и баклер действуют «в отрыве» друг от друга.

 
 alt

  Тут сходств нет, но иллюстрация хороша, как завершающая этот ряд гравюр. Есть и другой цикл гравюр из Тальхоффера, похожий на эти, но оставим систему меча и баклера Тальхоффера ради возможности продолжить потом.

  В заключение можно с уверенностью сказать, что есть огромное количество схожих черт, найденных в иконографических свидетельствах и учебниках по фехтованию, с Манускриптом I.33, что говорит о значительной вероятности того, что все бойцы сражались мечом и баклером в схожей манере. Тем не менее, I.33 говорит о том, что, показанные семь защитных стоек, могут быть легко использованы всеми, следовательно, сходства на том могут и заканчиваться. Нахождение верного подтверждения того, использовалась ли техника меча и баклера в определенной манере по всей Европе или нет, возлагается на дальнейшее изучение всех имеющихся у нас доказательств посредством сравнения всех известных систем боя друг с другом, дабы найти и сходства и различия между ними. Между тем, сходства с I.33, описанные здесь, имеют значение для развития уже имеющихся знаний об использовании очень популярного способа фехтования и дуэли.

 

 

 

Август 2007.



[1] Книга по фехтованию крепости (башни). Здесь и далее примечания переводчика

[2] The Association for Renaissance Martial Arts (Ассоциация боевых искусств эпохи Возрождения)

[3] Вот пара изображений этих крестов: 

  alt alt                                                                     

[4] Или «бой в отрыве», как мы встретим позднее.

[5] Или безотрывный бой.

[6] Йорг Вильгельм (Jörg Wilhalm) – немецкий мастер по фехтованию 1-й пол. XVI века.

[7] Вероятно, имеется ввиду Codex Vindobonensis B 11093, анонимная книга по фехтованию, датируемая серединой XV века.
  Codex Vindobonensis B 11093The Codex Vindobonensis B 11093 is an anonymous fechtbuch of 46 pages of drawn illustrations only, with no text, dating to the mid 15th century, probably created in southern Germany. It has been grouped together with the "Gladiatoria" fechtbuch, forming a "Gladiatoria group" outside the mainstream...

[8] Паулюс Хектор Майер (Paulus Hector Mair) (1517 - 1579) – мастер фехтования и коллекционер книг по фехтованию.

[9] Ханс Тальхоффер (Hans Talhoffer) – немецкий мастер фехтования XV века.

[10] Паулюс Каль (Paulus Kal) – снова немецкий мастер фехтования XV века.

[11] Андрес Лигнитцер (Andres Lignitzer) – немецкий мастер фехтования конца XIV – начала XV века.

[12] Зигмунд Рингек (Sigmund Ringeck) – мастер по фехтованию XV века. Германия.

[13] Ахилле Мароццо (Achille Marozzo) – итальянский мастер фехтования XVI века.

[14]  Букв. пер. – с крыши. Из этой стойки наиболее часты удары сверху.

[15] Иоахим Мейер (Joachim Meyer) – немецкий мастер-самоучка по фехтованию XVI века.

[16] Букв. пер. – удар гнева.

[17] Букв. пер. – длинное острие.

[18] Вероятно имеется ввиду итальянская анонимная книга по фехтованию начала XVI века Anonimo Bolognese M-345/6 или учебник Ахилле Мароццо.

[19] Букв. пер. – плуг.

[20] Букв. пер. – тополь.

[21] От англ. bind (связывать, связывание) – позиция противников, при которой клинки их мечей скрещиваются. Обычно является предатаковой позицией.

[22] Имеется ввиду удары обоюдоострым мечом разными лезвиям.

[23] Манесский Кодекс (Codex Manesse) – наиболее известный средневековый сборник поэтических песен на немецком языке. Создан около 1300 года.

[24] Мессер – ландскнехтская полуторная сабля.

[25] Отто Тотт (Otto Thott) – граф, живший в XVIII веке, был также датским премьер-министром и коллекционером книг и манускриптов. В его владении в том числе находилась и книго по фехтованию Тальхоффера.

[26] Ребаинд (англ. – rebind) – прием, при котором скрещенные в баинде мечи переводятся вниз без разрыва баинда (или вверх, если это был нижний баинд).

 
   
             
 
 

designed by