Турецкий тюрбан XVI в.
Автор - Тимур (Kinebik) Тугушев.


  В ходе подготовки к игре «Константинополь: Еще одна весна» перед нами встала задача реконструкции турецкого тюрбана. На дворе – 16 век, всем известные красные фетровые фески с кисточками еще не появились. Да и не может турецкий принц ходить в обычной феске, как какой-нибудь офицер-янычар.

  За образец были взяты изображения Мехмеда II. Мехмед – племянник принца Урхана, член царской семьи и достойный пример для подражания. Итак, что мы видим?

alt  alt

  Тюрбан состоит из двух частей: красной шапочки-основы и намотанного вокруг нее белого полотнища. Вид шапочки на картинах и анализ нескольких источников позволяет предположить, что сделана она из бархата, простегана и набита ватой. Именно такую шапочку мы и решили сделать.
alt  

  Конструкция довольно проста и понятна. Как показано на схеме, шапка может представлять собой конус разных пропорций, усеченный конус или купол. Конкретная конфигурация зависит, видимо, от периода, региона, моды и общественного положения владельца. Шапка шьется из нескольких сегментов. В некоторых источниках говорится, что шииты, например, шили подобные фески из 12 частей – по числу имамов. Поступим так и мы – любой ориентир всегда лучше, чем никакого.

Шаг 1. Измерения

  Измеряем окружность своей головы по линии кончиков ушей. При этом нужно помнить, что шапка будет набиваться ватой, поэтому к полученному значению прибавляем еще пару сантиметров.

  Прикидываем, какой высоты будет наша шапка. На мой взгляд, вершина шапки должна находиться на расстоянии длины ладони от макушки. Итогом наших измерений явится чертеж сегмента, изображенный на Рис. 1. Прямоугольная часть необходима, поскольку, если шапка начнет сужаться с самого основания, она просто не налезет на голову. Поэтому та ее часть, что охватывает череп, имеет цилиндрическую форму, а та, что над головой – коническую.


alt
 рис. 1

  Приведенный здесь пример выкройки – простейший. Сегмент шапки может иметь какой угодно вид, главное – он должен быть треугольным по сути. Варьируя профиль сегмента, мы можем получать шапки любых форм. Если интересно, можете поэкспериментировать на досуге – это очень увлекательно. Такая возможность вспомнить школьный курс геометрии!

alt
рис. 2

  Итоговая выкройка шапки выглядит, как на Рис. 2. Сумма ширин сегментов равна замеренной нами длине окружности головы с припуском на толщину изделия. По периметру каждого сегмента предусмотрен припуск шириной примерно в 6-10 мм для сшивания.

Шаг 2. Шитье

 
Наносим получившийся рисунок на изнаночную сторону ткани, вырезаем каждый сегмент по отдельности и добавляем к нему подкладку. Для своей фески в качестве таковой я выбрал плотный черный хлопок. Вырезаем куски подкладки, идентичные или превышающие по размерам лицевые сегменты. Точная подгонка не нужна – все равно мы потом будем обрезать лишнее.

  На лицевой стороне бархата спицей или иным не слишком острым предметом наносим линии сшивания. Они, как вы понимаете, соответствуют точным размерам сегмента. Дальнейшая работа относительно проста, хотя и занимает большую часть времени. Сшиваем сегмент с подкладкой толстой красной ниткой по обозначенным нами линиям. Цвет нити необязательно должен идеально совпадать с цветом бархата – этого шва все равно не будет видно на готовом изделии. Я использовал тройную алую нить мулине. Стежки должны быть частыми и прочными – ведь сегмент будет набиваться ватой, а значит, испытывать некоторые нагрузки. Турецкий принц с торчащим из тюрбана куском ваты не вызовет никакого уважения.

  В результате долгой кропотливой и в чем-то медитативной работы мы получаем двенадцать сегментов с подкладкой, которым, в принципе, всегда можно найти применение в качестве, например, чехлов для очков. Теперь все сегменты мы сшиваем друг с другом по боковым линиям. Лучше всего, если при этом внутрь уйдут и швы, схватывающие бархат с подкладкой. Припуск, как нетрудно догадаться, должен уходить внутрь шапки, в сторону подкладки. Особое внимание нужно уделять вершинам сегментов: они все должны совпадать в одной точке. Следите за этим, иначе в конце вы получите кривую шапку. Почти готова работа выглядит, как на Рис. 3.

alt
рис. 3

  Как видите, внутри все некрасиво. Бархат по краям бахромится и топорщится. Поэтому оперативно обрезаем все лишнее и тут же, по горячим следам, обметываем все припуски – у нас не должно остаться ни одного клочка ткани, не скованного нитью. Снаружи, как видно на Рис. 4, все выглядит очень даже благородно.

alt
рис. 4

  Последним актом является сшивание крайних сегментов. С этого мига шапку можно уже носить. Она будет греть голову в непогоду и защищать ее от дождя (Рис.5). Впрочем, до идеального изделия нужно сделать еще несколько шагов.

рис. 5

  Тщательно, высунув язык от усердия, обматываем вершину шапки нитью, кое-где прихватывая ее и иголкой. Вы должны быть неколебимо уверены в прочности этого соединения, поскольку в этом месте шапка будет испытывать наибольшие нагрузки. Итог – на Рис. 6.

alt
рис. 6


  Ну а теперь – приятное! Выверните шапку наизнанку и полюбуйтесь результатом. Наденьте ее на голову и покрасуйтесь перед зеркалом: хорошо ли сидит, хорошо ли смотрится? Если все устраивает, переходим к набивке.

Шаг 3. Набивка

  Ну, набивать вас учить не надо! Впрочем, на всякий случай уточню: вы берете мелкие кусочки ваты и аккуратно, длинной палочкой, плотно напихиваете в каждый сегмент, следя за тем, чтобы вата распределялась ровно, без бугров и ям. Чем меньше будут порции ваты, тем более ровной и качественной будет набивка.

  Сначала набиваем верх каждого сегмента, чтобы верх шапки был ровным. После чего без всяких сомнений наполняем ватой все остальное пространство до самого низа. Не нужно набивать слишком плотно: это все-таки не шлем, отражающий удары мечей, а парадный головной убор. Полосы должны быть упругими и округлыми, как… Впрочем, харам.

  Набив шапку практически полностью, примеряем ее. Естественно, вы делали это еще десятки раз в процессе – а как иначе? Последний тест показывает, насколько плотно шапка сидит, не слишком ли давит. Конечно, вата еще спрессуется, поэтому не стоит переживать, если вдруг окажется, что головной убор не налезает на голову.

  Ближе к основанию фески количество ваты плавно уменьшается и сходит на нет. Нижний край фески проляжет у нас за ушами – нужно ли нам, чтобы уши при этом оттопырились, как у слона? Низ аккуратно подшиваем, загибая ткань внутрь сегмента. Дальнейшая отделка – дело исключительно вашей фантазии. Основа для тюрбана готова.

alt

Шаг 4. Обмотка


  К сожалению, четких инструкций по поводу конструкции тюрбана я так и не раздобыл. Кроме того, техник наматывания ткани на голову существовало великое множество – понятие моды и в те века тоже существовало. Поэтому я сам для себя утвердил основные правила: берется полотно тонкого белого хлопка или ситца длиной около 10 метров и шириной примерно в 60 см, складывается вдоль в три слоя, а полученный «шарф» любым удобным способом наматывается на голову поверх фески. При обматывании нужно стараться класть ткань крест-накрест и периодически обвивать ею уже сформированный валик, скрепляя его.

alt

  Сделать это можно только при помощи слуги. При этом необходимо постоянно поворачиваться, превратив себя в ось «веретена», на которое наматывается ткань. Пусть не с первого раза, но у вас все-таки получится нечто, похожее на головной убор принца Урхана Сулейман-заде, проживавшего в Константинополе в 16 веке. Или любого другого знатного турка по выбору.

Бисмилляхи р-рахман Ир-рахим!
 
   
             
 
 

designed by